Дорогие дороги // Депутаты подсказали мэру Казани, где искать средства на развитие дорожного хозяйства
25 мая 2005 года

По данным вице-мэра Казани Мансура Хафизова, в 2005 году Казань получила из бюджета республики 347 млн рублей на текущий ремонт дорог и 217 млн рублей – на частичный. При этом основной упор сделан на представительские трассы, по которым будут перемещаться гости 1000-летия. Финансирование дорожных работ на двух улицах – Московской и Санкт-Петербургской – осуществляют администрации городов, в честь которых эти улицы названы. Помимо ремонта 32 «гостевых дорог», Казани выделены федеральные средства на строительство крупных дорожных объектов – моста через Казанку, станций метрополитена и др. Общая сумма средств, вложенных в дорожное хозяйство Казани, превышает 2,5 млрд рублей. Однако реальная потребность, по словам Мансура Хафизова, составляет 6 млрд рублей, поскольку 6 млн кв. м, или 50% казанских дорог, нуждаются в капитальном ремонте. «Однако средств на это нет, и, боюсь, не предвидится», — заключил вице-мэр.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов, присутствовавший на сессии, попытался объяснить депутатам суть проблемы. «Городские дороги, согласно федеральному законодательству, должны финансироваться исключительно из бюджета города и района», — сообщил он, давая понять, что республиканское правительство, выделив средства на казанские дороги, сделало почти невозможное, да и то – под прикрытием 1000-летия. Больную тему подхватил Камиль Исхаков, ранее неоднократно жаловавшийся на то, что от налогов, перечисляемых горожанами в республиканский бюджет (свыше 46 млн рублей), в городскую казну возвращаются «крохи, которых с трудом хватает лишь на ямочный ремонт». Владимир Швецов подтвердил, что, действительно, транспортный налог, собираемый республикой, и в том числе ее столицей, целиком и полностью уходит на ремонт республиканских трасс «общего пользования». «То есть, грубо говоря, в помощь селу», — уточнил Камиль Исхаков. Здесь министр с мэром вступили в краткую, но ожесточенную полемику, пытаясь объяснить друг другу, кому и зачем платят транспортный налог жители Казани. Владимир Швецов ссылался на удручающее несовершенство Налогового кодекса РФ и системный кризис, поразивший российское дорожное хозяйство, утверждая, что от правительства республики в данном случае мало что зависит. На что Камиль Исхаков требовал, чтобы правительство Татарстана хотя бы вывело людей из заблуждения и честно заявило горожанам, что транспортный налог, выплачиваемый казанцами, никогда не будет направлен на ремонт казанских дорог. «А то люди думают, что есть нормальный экономический механизм, когда они платят городу, и город ремонтирует. А надо им сказать: вы, мол, живите и подыхайте с такими дорогами», — горячился мэр. «Да, это наша общая трагедия», — сопереживал ему министр.
В итоге господа Исхаков и Швецов сошлись во мнении, что городу необходимо искать другие финансовые источники. Депутаты помогали им как могли: один предложил привлекать на ремонт казанских дорог сверхдоходы от продажи нефти, потому что, по глубокому убеждению депутата, процветающие нефтяники юго-востока должны делиться со столицей. Другой предложил, чтобы въезд в Казань для всего без исключения автотранспорта стал платным. «Может, надо обратиться к какому-нибудь ответственному лицу – к Владимиру Владимировичу Путину, например», — размышлял вслух Камиль Исхаков. Эту мысль вице-премьер поддержал сразу, не говоря уже о депутатах, которые выразили готовность немедленно составить обращение к президенту России, а заодно и к премьеру Михаилу Фрадкову. По предварительным данным, в обращении депутаты Казанского горсовета будут настаивать на внесении изменений в налоговое законодательство в пользу регионов – в частности, на возвращении дорожного налога, отмененного два года назад.

Екатерина Воробьева, "Коммерсантъ-Казань"